51Благими намерениями…

   Перед школой повесили новый дорожный знак: «Внимание. Не раздавите школьника». На следующий день под ним кто-то по-детски нацарапал: «Подождите учителя!»

У вас есть ребёнок? Или будет? Возможно, у ваших друзей (соседей) имеется непоседливый карапуз (неумолкающий плакса, демон-разрушитель, … - ваша версия). Так или иначе, наблюдая маленькое чудо, вы иногда сталкиваетесь с ощущениями типа: «это – инопланетянин», или мыслью: «я не могу быть уверена, что он меня адекватно воспринял». Причём, ни собственный опыт, ни экспертная литература, ни советы «бывалых» не дают внятного ответа на простой вопрос: «что делать?», когда неконтролируемая энергия «бьёт ключом по голове», а поступки никак не укладываются в «разумные» рамки.

Интересно, кто может назвать способ обращения с ребёнком, «сработавший» на 100% хотя бы два раза подряд? Или принцип воспитания, который в точности привёл бы к ожидаемому результату?

«Как с ней разговаривать»? «Чему его учить»? «На чём основывать их воспитание»?

Ответы на эти вопросы, пожалуй, зависят от понимания: кого мы хотим видеть рядом через 10 – 15 лет? Может быть, нас устроила бы собственная копия (продолжатель начинаний)? Или спаситель семьи (тот, кто решит проблемы отсутствия близости и человеческого тепла)? Или мы стремимся создать свободную личность (индивидуалиста, не обусловленного идеями, которые в своё время сделали нас «серыми мышками»)?

Попробуем разобраться. Готов, читатель?

Тогда – в путь!

Все дети – полезные. Вредных детей не бывает

101Ты, читатель, конечно, знаешь, как «сделать» себе пользу. Или не знаешь? Вот, положим: как с тобой следует «хорошо» говорить жене (мужу, маме, начальнику), чтобы ты услышал? Как организовать «добро», чтобы захотел выполнить просьбу? Или: что именно предпринять твоему партнёру (другу, соседу) для того, чтобы ты начал поступать вопреки очевидному для тебя правилу? Конечно, ты в курсе: что такое «плохой» фильм, музыка, стиль одежды. Как выглядят «вредные» манеры, работа, зарплата, муж, жена, тёща.

А ребёнок? Откуда берутся его «истины»? Только ли из наших моделей и идей о полезном и вредном, достойном и низменном, прекрасном и ужасном, мудром и бестолковом? Давай спросим у ребёнка: что ему полезно? Может, тогда сможем понять: как развивать-воспитывать? И как получаются вредные дети – те, которые не согласны с нашими идеями о «причинении добра» и «нанесении пользы»?

Как меня воспитывать?

Кошку кормят вкуснее! А все попытки установить справедливость жестко пресекаются!
Почему???
Как добыть мобильный  телефон для детального  обсасывания?


Что надо съесть, чтобы покакать фиолетовым?

Ладушки-ладушки... Идёт коза рогатая... Сорока-ворона.…А каков интеллект ваших родителей?

Темы детского форума «Для тех, кому до года»

Если ты не представляешь, читатель, как спросить у ребёнка (у ясеня, у друга), тебе придётся поверить авторам статьи на слово. А затем – проверить «в деле». Согласен?

Мои ушибки

Маргарита говорит: «Разреши мне делать мои ушибки!»

Если ей не разрешат, через 5 лет она скажет что-то вроде: «не учи меня жить», а через 10 примерно так: «да пошли вы со своим опытом, неудачники!»

Допустим, перепуганная больницами мама Наташа хочет уберечь сына Макса от травм и переломов в 5-10 лет. Может ли она не мешать сыну учится, спотыкаться и падать в год? А гламурная бабушка Дуся, которая желает видеть внучку Лизу приученной к этикету в 7 лет? Согласится ли, позволит ли в полтора года размазывать кашу (и не только) по фарфоровой тарелке, фамильной скатерти, платьицу от Готье и репродукции Дали?

Если мне постоянно твердят: «Стой!», «Закрой рот!», «Не лезь!», я скорей всего сделаю наоборот. Ты, читатель, подпишешься под этим?

Интересно, откуда мама знает, что камни не вкусные? Если она пробовала, то почему не разрешает попробовать мне? А если не пробовала, то зачем говорит? А вот древние греки, например, так избавлялись от логопедических проблем…

Природа дала мне гибкие кости, сменные зубы, молниеносную регенерацию органов, пониженную болевую чувствительность и огромное терпение именно для того, чтобы я получил свой опыт. Я хочу знать, как пахнет железо, какова на ощупь улитка, какой вкус у резины, как жжётся крапива, как горит целлофановый пакет. Мне надо испугаться темноты, упасть с дерева, поцарапаться кошкой.

Размышления из дневника Алёши

Интересно: променял бы ты, взрослый читатель, например, поездку в Турцию на недельный тур в детство?

Выучать мир

Валера говорит: «Я хочу сам выучать мир».

Папа Николай постоянно и грамотно рассказывает сыну о том, что его окружает. И – весьма справедливо и обоснованно! – оценивает пользу, которую извлечёт ребёнок из контакта с реальностью. Поэтому папа покупает мальчику правильныеигрушки, водит кататься на роликах, а недавно отдал в группу обучения английскому языку.

Если отец продолжит в том же духе, в 5 лет Валера, скорее всего, откажется читать и считать, в 10 лет начнёт курить, а в 13 займётся сексом с одноклассницей.
41Откуда тебе знать, как я сейчас чувствую, если ты не чувствуешь вместе со мной? Как ты можешь научить, если ты умеешь? Когда я слушаю дождь, ты просто мокнешь, и тащишь меня в машину. Когда я смотрю сквозь ресницы на солнце, ты думаешь, что я корчу рожи. Когда я плавлю ладошкой снег, ты рассказываешь о названиях зимних месяцев, а когда я играю с тенью от пальцев на стене, спрашиваешь: сколько будет 5+5?

Обращение к ангелу от Анжелы

Кем бы ты, читатель, счёл человека, который, когда ты подписываешь важный документ, выдирает у тебя ручку и рисует поверх печати крестик? А ведь ты, возможно, делаешь то же самое с не менее важными атрибутами мира ребёнка…

Быть всамделишним

Настя говорит: «Ты можешь быть всамделишним только в своём возрасте»

Дедушка Петя, который её воспитывает, понимает, что старость – не радость. А детство – от болезней средство. Поэтому он не только не останавливает внучку, но часто повторяет Настины «выходки» - например, катается на калитке или ест пыльные зелёные яблоки с придорожного дерева. Настю это смущает. А вот то, что соседский Паша в свои два года кусает мать – нет («Я бы сама её укусила, будь я помладше!»). Настя понимает эволюционную теорию лучше Пашиной мамы. Той некогда было подумать, что ребёнок и после рождения проживает последовательные стадии пиявки, ящерицы, крысы, собаки, мартышки...

Когда я учусь держать голову, выжимаюсь руками, чтобы приподняться – это такие ощущения, которых ты не можешь испытать - только потому, что ты уже не находишься в стадии пресмыкающегося. У тебя другая чувствительность, «не те мышцы работают».

Когда я сосу, облизываю и грызу предметы, тащу в рот «всякую грязь», я не прошу тебя понимать, что это мне даёт. Ты не только не понимаешь, что я развиваю иммунитет, и земля полезней, чем специально-для-детей-сделанный-йогурт-с-генномодифицированными-химикатами, - ты попросту не можешь пережить орального блаженства в той мере, в которой это доступно каждому в моём возрасте.

Когда я «засовываю пальчик в розетку», поверь: помешаешь – не научусь рисовать, утрачу будущую гибкость мышления.

А крик и плач!!! О, как сладко отдаться чувству! И поверь: я не требую от тебя ни понимания, ни подражания. Пойми: это не человек – это зверь во мне воет и скулит. И если «задушить во мне зверя», то из чего тогда произойдёт человек?

Декларация независимости Виталика

Представь, читатель, что ты развился до стадии свободного полёта (как во сне). И глядишь на своего пешеходного соплеменника с мыслью: «как ты можешь жить в таком низменном пространстве? Ходить по асфальту? Носить каблуки? Толкаться в душном транспорте? Дышать выхлопами машин?» Но он, который боится и не умеет летать, вполне может быть вдохновенным поэтом или тонко чувствующим художником. В конце концов, именно он, приземлённый тип, изобрёл транспорт, мобильную связь, технологии города.

Доставать цель

Дима говорит: «Я буду ставить цель и доставать её!»

Он сделал это впервые, когда сам себя достал из утробы. Поставил задачу – и справился. У Димы есть успешный опыт, на основании которого можно построить успех любого дела – только потому, что всё, что угодно в будущей жизни проще, бледнее, слабее, чем опыт прохождения родовых путей (давление до 30 атмосфер, отсутствие дыхания до 5 минут, деформации тела до 10%). Поэтому Дима не боится трудностей, перед которыми «пасует» его старший – уже запуганный родительскими «боюськами» - брат Степан.

Гриша рычит, если не может открыть дверцу шкафа. Женя рвёт бумагу, когда линия «не туда пошла».

Я злюсь, бываю разрушительным, если планка высока. Ты что, не понимаешь? Моё тело не справляется с задачей! Оно не такое ловкое, сильное, высокое, как мне кажется.

Узнаёшь себя, дядя? Только, в отличие от тебя, я не перестану тренироваться, и в итоге - таки достигну результата. А потом усложню первоначальную задачу многократно, превзойду свой рекорд и добьюсь цели.

Откровение от Марка

А тебе, читатель, слабо – устроить для себя ежедневные многочасовые тренировки на протяжении 5 лет (минимум)? Причём, тренировки с быстро возрастающей сложностью и почти всегда «подогреваемые» позитивной самомотивацией (любопытством, интересом, радостью)?

 Жить в будущее

Соня говорит: «Я живу в будущее. Тебя там не будет, потому что ты думаешь в прошлое»

Она мыслит тем органом, который ещё до конца не сформирован. А мама – тем, который, будучи развит, постепенно деградирует. Они далеко друг от друга – мать и дочь – потому, что стремления дочери: «я буду, я хочу, я сделаю, я научусь», а мысли матери: «я была, хотела, поступала, училась».

Нас не будет там, где станут жить наши дети. Их территория, скорость, законы, формат – другие. Например, дети готовы к развалу существующей школьной образовательной системы. А взрослые – нет, и пытаются её спасти в прежней форме. Дети готовы жить в виртуальной реальности компьютерных сетей, которую создадут будущие «светила» технологии, а мы с трудом устанавливаем обновления в программу.

Я лучше тебя знаю, к чему надо готовиться  моей жизни. Ты не чувствуешь будущее, а я – родом оттуда. Чем дальше, тем больше ты уходишь в прошлое, и разрыв между нами начнёт сокращаться только с момента моей взрослости, когда опыт остановит моё развитие так же, как прекратил твоё. Я осваиваю ноутбук за неделю, и клавиатура для ввода кажется мне антиквариатом типа печатной машинки. Мне не нужна грамотность, чтобы понять предложение:

«по рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бквуы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм!»

Будущая диссертация Веры

«Ах, как хочется вернуться…», - тоскует взрослый. «Вот бы случилось загаданное!», - предвкушает ребёнок. Что ближе тебе, читатель?

А что говорит о воспитании методика эволюционного развития?

Если ты скажешь существу с сознанием змеи «не ползай», оно вряд ли тебя услышит.

Ребёнок сосёт грудь и ползает не потому, что мы владеем (или не владеем) методикой раннего развития. Однако, наши эксперименты над живым существом (которые мотивируются то ли любознательностью, то ли недостатком общения с рыбками-мышками-кошками-собаками в детстве, то ли собственной ленью, принципом удобства и потребностью экономить время и силы за счёт ребёнка) типа содержания в положении «на спине», кормления из бутылочки, упаковывания в теплонепроницаемый негнущийся скафандр, таки влияют на его развитие.

Если ты заткнёшь рот грызуна кляпом в форме соски-пустышки, у него не разовьётся знание об окружающем мире, и он погибнет. А ребёнок с сознанием грызуна, лишённый возможности сосать, грызть, пробовать на вкус, перейдёт к следующей стадии развития, будучи обделён жизненным опытом. Чего же ты удивляешься, что он в 10 лет инфантилен?

Ты можешь связать обезьяну и не позволить ей висеть на ветке вниз головой – и она ожиреет, заболеет тахикардией и умрёт от астмы. А привязать существо с сознанием примата ремнями к коляске – логично и всеми приветствуемо (примерно так же, как убивать на войне: «враг» - не человек). Что ж, будь готов, что твой «ребенок – ёще не человек» со временем превратится в эмоционально недоразвитого дикаря.

Мифы и реальность о детских потребностях

У вашего ребёнка есть специальные потребности? Ура! Он – нормальный!

Если вы можете свести его побуждения к обще-взрослой «норме» - то отнеситесь, пожалуйста, очень серьезно к нижеследующим мифам и бездумно последуйте нашим «советам».

Но, если вы можете понять природу потребностей вашего уникального ребёнка,  поступайте с точностью до наоборот. Наперекор «советам» авторов.

Потребности тела

Младенец должен лежать на спине, сосать пустышку, потреблять детское питание.

Его надо отлучить от груди максимум в год.

Миф №1, Песнь Заботливого Семьянина

В начале большой жизни ребёнок тренируется справляться с гравитацией. Преодолевает силу тяжести: поднимает голову, переворачивается, садится. Попробуй сам поиграть с гравитацией, лёжа на спине. Ну как, нравится чувствовать себя беспомощным? Теперь продолжай ставить (точней, класть) в такое положение собственного ребёнка.

Если ты делаешь одно и то же, то быстро устаёшь, теряешь интерес к жизни, засыпаешь. Так же действует пустышка: в тот период, когда сосание – инструмент для получения разнообразных впечатлений, а крик и плач – первые попытки петь, высказывать мнение, заявлять о правах и выражать чувства, можно «заткнуть рот» резиной. Попробуй «втыкать» в единственный кадр фильма и слушать одну ноту мелодии. После этого посмотри на утомлённое монотонностью дитя с «дурачком» во рту. И в очередной раз, следуя традиции, «воткни» ему в лицо высокотехнологичный эрзац соска.

Имеются лишние деньги и не хватает времени? Современная индустрия – к твоим услугам. Можно даже нанять психоаналитика для собаки вместо того, чтоб гулять с ней. Нет желания кушать вместе с ребёнком, терпеть, пока он вымажет себя и вас котлетой, времени пережевывать для него салат из овощей? Купи миксер, или банку с раздробленной пищей плюс консервантами. Пусть он думает, что взрослый мир – это «слишком высокая планка», или «не для меня».

Тебе дороже неизвестное мнение других «чужих взрослых», чем желания и чувства ребёнка? Прекрати кормить его грудью. Ты ведь хочешь, чтоб грудь потеряла форму? Так быстренько спрячь её, не дай функционировать, работать внутренним мышцам, забери от ребёнка, перетяни тканью…

Оля  не знает, зачем нужна соска и, при виде «безобразия», старается освободить ребёнка от «соскозависимости». В четыре года у неё красивые и здоровые зубы, которые с удовольствием грызут полезную морковку. Оля никогда не ела детское питание. Первый опыт обеда (вне груди, которую она «пользовала» до трёх лет) – самостоятельно добытая с общего стола куриная ножка (в шестимесячном возрасте).

Безопасность

Дитя надо оградить от опасностей (луж, собак, ушибов).

Уберечь от холода и грязи, перегрузок и риска упасть с высоты.

Миф №2, Справочник родительской взаимопомощи

Жить опасно. Лучше сразу лечь в больницу и до смерти не выходить в мир, где полно страшных микробов, бегают злые собаки, на тротуарах – мусор, а на дорогах – грязные лужи.

Надо успеть не позволить ребёнку соприкоснуться с материальностью окружающей среды, пока его иммунитет ещё находится в стадии «на что я должен реагировать?». Вот когда программа иммунитета сформируется только для опции «чистюля», можно спокойно отправлять ребёнка простужаться от замёрзших ног, мокрой футболки, отравляться немытой черешней и заводить глистов после общения с домашней кошкой.

Если меня тошнит от качелей-каруселей, я не катаюсь на кульке с ледяной горки, то моего ребёнка также следует уберечь от подобных излишеств. Тем более, от драк со сверстниками, падений с деревьев и заборов, ожогов, порезов и ссадин, изучений содержимого мусорной кучи, экскурсий в подвалы и на чердаки, попыток утонуть в грязном водоёме.

С рождения Ваня с удовольствием тренируется, и в свои пять лет имеет такие  характер, гибкость, и силу, что является непререкаемым авторитетом даже у 10-летних детей: мало кто из них договаривается с собаками, «летает» на роликах, «крутит гимнастику» на турнике, прыгает с гаража. Кроме того, Ваня может достать застрявший в ветвях воланчик, пробежаться в дождь по лужам, «разведать» тайную территорию, защитить слабого от «чужого» мальчишки.

Привязанность

Ребёнок должен спать в отдельной кровати, купаться отдельно, ездить в своей коляске, общаться и гулять с одногодками.

Допускать к малышу можно только родственников, а «выводить в люди» лучше после трёх лет.

Миф №3, Книга о социальной справедливости

31С самого начала ребёнку важно не дать полноценного чувства единства с мамой и близкими людьми. Сделать его собственником, отделённым-обделённым, зато гордым в своём эгоистичном «владении» очень важными атрибутами социального статуса: «навороченной» кроваткой, «крутой» коляской, «упакованным» манежем. В будущем основными его ценностями будут: квартира, машина, персональный компьютер. То есть, «упакованные коробки-гробики», ограничивающие контакты с окружением.

Купаться с ребёнком – либо «неудобно», либо «стыдно». Он должен чувствовать себя в воде как «не в своей среде», потому что родители целомудренно избегают мыться с ним.

Очень важно сразу и безоговорочно решить, что отпуск по уходу за ребёнком – некое подобие ссылки со всеми вытекающими последствиями. Надо полностью «выпасть» из обычной жизни, «посвятить себя ребёнку», сонно томясь от неестественного режима дня и специальных занятий. Таким образом, замучить себя, и отплатить ребёнку тем же.

Слинг, который решает практически все проблемы с эмоциональным контактом, поездками и путешествиями, кормлением и сном в любых условиях, даёт возможность не ограничивать себя в работе и развлечениях, желательно сразу объявить «цыганщиной». Зачем ребёнку привыкать к миру взрослых и чувствовать себя естественно среди других, получать информацию, позитив типа «какая прелесть!» и общение на равных? Кроме того, хороший слинг - «дорогое удовольствие».

Валя с удовольствием занимается в группе раннего плавания вместе с ровесниками. За свои полтора года она (благодаря слингу-шарфу) шесть раз была в Крыму: купалась, училась ползать, жила в палатке и гостинице, участвовала в конференциях и лагерях. Зимой она безопасно каталась с отцом на лыжах по крутых склонам на лучших курортах Карпат (Славск, Буковель, Пилипец, Тисовец). Летом восходила на горные хребты (до 1500 м), лазила по скалам на известных скалодромах. Валю окружают десятки людей, которые радуются её успехам.

Самостоятельность

Малышу надо непрерывно рассказывать о пользе и указывать на ошибки; напоминать названия предметов;  пока он мал,  учить буквы, цифры, языки.

Миф №4, Энциклопедия всенародной глупости

Важно быстро «загрузить» ребёнка бурной деятельностью, не свойственной его потребности, ресурсу и приоритетам. Чтобы и во взрослой жизни он не понимал: зачем его учат? Что делать с информацией? Почему нужно образование или тренинги? Главное – «чем побольше» знаний. Чтобы работа сводилась к ежедневной перегрузке, а задачи – к малоосмысленным манипуляциям с предметами и средствами коммуникации.

Мудрости ребёнка доверять не стоит. Чувственный опыт ловко заменить «жизнью по понятиям». Ребёнок должен надёжно усвоить, что он беспомощен и глуп, зависим от «умных руководителей», не может жить своим умом.

Когда ваш малыш в ответ на ваше «а где у мамы глазки» тянется потрогать пальчиком, радостно убедите себя, что знание смысла слова важнее тактильного контакта.

Тимур – одарённый ребёнок. Возрастные тесты на интеллект «зашкаливают». Он блестяще общается, его речь сравнима с риторикой, полемикой и дидактикой. Родители никогда не учили его специально. Мама признаётся: «я думала, что не имею права навязывать этой личности правила игры, и позволяла быть там, с теми и столько, сколько он хотел. Постоянно был соблазн «съехать» в обучение-воспитание. Это трудно, но очень интересно!»

Творчество

Он способен только разрушать: мять бумагу, размазывать краски, перемешивать пластилин, ломать игрушки, рвать одежду.

Миф №5, сборник приказов Министерства охраны порядка

Эти гениальные способности ни в коем случае нельзя применить творчески: в качестве оригами, как элемент бодиарта, или в русле авангардной настенной живописи. Невозможно представить себе, что бесформенные куски пластилина (глины, теста) когда-либо превратятся в идею нового дизайна автомобиля, обломки игрушки – в детали неведомого агрегата, разрывы на одежде – «фишки» нового стиля моды.

Оксана (6 лет) победила на европейском конкурсе рисунка в четырёх номинациях. Свой творческий путь она начинала с коллажей из открыток и журнальных страниц, которые  можно было рвать кусочками; фитодизайна и икебаны из травы, веточек и листьев – их можно было беспрепятственно собирать; бодиарта  посредством варенья, которое можно было размазывать по телу; наскального этнического символизма, для чего ей были выделены две стены в квартире, и рисунков на песке и асфальте,  которые могли увидеть и оценить многие люди.

Деятельность

Основная деятельность ребёнка – игра.

Миф №6, Психологическая истина

А поэтому с ним надо только играть - даже, когда ребёнок сопротивляется. Он ведь маленький! Успеет «работать»! Невозможно вообразить, что дитя тренирует способности, коммуникации, умения; тренинги личностного роста, общения, менеджмента – только для взрослых и за большие деньги. Нельзя понять, что ребёнок изучает; наука преподаётся в специальных заведениях, профессионально подготовленными специалистами – опять же, за деньги, и не для всех. Страшно вымолвить, что маленький человек копирует поведение; ведь вокруг – сплошь негативные примеры для подражания.

Толик (5 лет) успешно ведет два блока в Школе лидерских коммуникаций не только потому, что его папа – тренер. Он – опытный ведущий и безусловный лидер. Тренерский стаж Толика – пять лет. Первое занятие по гравитационному развитию ребёнка он провёл для группы молодых родителей в месяц, и затем регулярно уделял время обучению и развитию окружающих: группа «Освобождённое движение» была предметом его терпеливых практик на протяжении года. Наблюдая за Толиком, сложно сказать: «играет!». Хочется сказать: осваивает, будучи примером для других.

Развитие

Бесполезно развивать малыша в начале жизни, ибо он неуправляем и слаб. В трёхлетнем возрасте следует отдать ребёнка в дошкольное  учреждение (садик) для обучения в общей группе.

Миф №7, билль о Правах ребёнка

Центры раннего развития в основном бесполезны и созданы для «выдуривания» денег из некомпетентных родителей. Родители сами знают, как надо оградить ребёнка от гармоничного развития. Родители умные, и хорошо понимают, почему вредна динамическая гимнастика; как развратно воздействует на малыша пребывание в группе; как неплодотворны занятия музыкой, игрой на инструментах, пением; как смешны и нерезультативны танцы и ритмика. Про творчество до трёх лет и говорить нечего. Японцы – просто отсталые люди со средневековым интеллектом, американцы с их развивающими программами живут в Америке.

В садике (а потом в школе, институте…) моего ребёнка научат всему, что ему будет нужно. По крайней мере для того, чтоб стать полноценным среднестатистическим членом общества поклонников телевизора.

Даша занимается в центре «Мацьопа» с двух месяцев. Здесь её родители осваивают методики раннего развития, консультируются с профессионалами, посещают семинары. Им понятно, каковы преимущества развивающей группы в сравнении с детсадовским вариантом. Да и тем, кто общается с Дашей, тоже видна разница. К двум годам Даша освоила танцы, гимнастику, игру на музыкальных инструментах. Она прекрасно поёт, рисует красками и мелками, лепит из пластилина и солёного теста. И, пожалуй, самое главное, что в свои четыре с половиной Даша, кажется, знает, чего хочет, и легко находит способы достижения цели. Например, если папа на улице долго разговаривает по мобильному, девочка может спросить то, что ей необходимо «немедленно выяснить», у незнакомого взрослого - у которого , по её мнению, «умные глаза».

Польза и вред от детей

21Ты осмыслил статью, читатель? Возможно, тебе хочется сразу же применить некоторые идеи? Или не можешь адекватно выразить чувства, связанные с развенчиванием мифов? А может, кипишь от несогласия, и готов поспорить с авторами? Или тебе тоже есть чем поделиться, и ты думаешь, что мысли или поступки твоего малыша также достойны звучать со страниц этого журнала?

Так или иначе – поздравляем! Ты – не равнодушен, и потому тебе – прямая польза от детей. Даже если это не твои, а лишь чуть-чуть выглянувшие из-под этих строчек, дети. Они предлагают думать, они вдохновляют действовать, они пробуждают интерес к жизни.

Вот ещё несколько возможностей получить пользу даже от самого «вредного» ребёнка. Подумай… ребёнка можно «использовать» для:

    http://mazziopa.org.ua/templates/siteground-j15-59/images/li.png); clear: both; color: rgb(51, 51, 51); font-family: Tahoma, Arial, sans-serif; font-size: 12px; line-height: 15.59375px; background-color: rgb(254, 254, 254);">
  • Прогулок, экскурсий и путешествий
  • Погружения в беззаботность, радость, смех
  • Получения лёгкости и позволения ошибаться
  • Обретения спонтанности и свободы
  • Обучения праву прощать и быть снисходительным
  • Приобретения творческих методик самовыражения
  • Написания программ тренингов, научных работ, сказок и поэтических текстов
А ещё, самого вредного ребёнка можно просто любить. И не пытаться его «применять» для извлечения пользы, или «делать» ребёнка «полезным». Хочется завершить нашу с тобой, читатель, встречу, цитатой из книги Ошо «О детях»:

«Неврастеники, как правило, многодетны. В своем неврозе они стремятся создать вокруг атмосферу постоянной занятости. Так они пытаются скрыть истинное положение вещей - вместо того, чтобы смело встречать невроз и преодолевать его.

Мастеру не нужно иметь детей. Он сам себе и мать, и отец. Он сам себе жизнь, и сам заново родился.

Однако между этими двумя состояниями, когда невроза уже нет, и вы ещё не мастер, вы становитесь немного осознающими. В это время и надо заводить детей, так как мы сможем передать детям частицу своего света. В противном случае, чем мы их наградим? Своим неврозом…»

Представь себе мир, в котором родители осознанны, восприимчивы, любвеобильны и спокойны, как дети…

Хочешь?

Эдмунд Щебальский, практический психолог, коуч, директор Академии Эволюционного Развития АЭРА - ЭЗРА, педагог- методист центра раннего развития «Мацьопа», отец троих гениальных детей.

Ольга Шнайдер, педагог раннего развития,  руководитель центра “Мацьопа”; педагог-методист, слингоконсультант и консультант по грудному вскармливанию, мама