Иногда я чувствую это... Музыка, которая вращает и уносит ввысь... Вдохновение - оно выращивает крылья... Мечта - вдруг приподнимает над землей высоко-высоко... Влюбленность - охватывает и даёт ощущение плывущего за горизонт облака... Безмятежная радость - она дарит лёгкость, такое чувство, словно идёшь, не касаясь земли...

Когда эти чудесные минуты остаются позади, я думаю: вот она, королева Гравитация. Её игры, её бал. Она приковывает и она раскрепощает. Она горбит спину и расправляет плечи. Она заставляет отважных спускаться в пещеры и океанские глубины, карабкаться на горные вершины и летать на всевозможных приспособлениях; прыгать с мостов, кататься на лыжах, ходить по канату, балансировать на доске. Гравитация задаёт основной вектор, который указывает человеку: взлёт и падение, превосходство и подчинение, возвышенное и земное; он сковывает прошлое и размывает будущее. Задумайтесь и вы, например, о природе высказываний типа "творческий взлёт", "высшая проба", "падение нравов", "вершина карьеры", "дно общества".

skaly1Метафори скель

Скелі здавна приваблюють людей. Висота дарує статус. Вожак зграї завжди на вершині скелі та піраміди домінування. Сильне плем'я селиться на висоті, король будує замок на пагорбі, відважні люди піднімаються в гори, мудреці сягають вершин - щоб духовно зрости.

У багатьох культурах ініціація в чоловіка, героя, вчителя пов'язана з горами. В сучасному світі, де слово «вершина» здебільшого вживається, як статусна метафора, все більше людей шукає внутрішньої висоти в горах. Саме тут, впираючись справжніми ногами у блискучий панцир льоду, дивлячись реальними очима у вічний океан вершин, вбираючи живою шкірою кристальний вітер, людина стає дорослішою, мудрішою, глибшою. Ті, хто відчув висоту власним серцем, зазвичай прагнуть передати величність вершин нащадкам, власним дітям.

Але ж у великі гори з мацьопою не підеш: забагато труднощів, більших за ресурс дитини, і ризик може бути надмірним. Що ж робити батькам, які хочуть дати дитині право бути героєм власного життя?

На допомогу приходить скелелазіння. Його метафори такі ж сильні, як в справжньому альпінізмі, але цілком безпечні. Не вірите? Погугліть самі, або спитайте в тих, хто знає. Майстри-скелелази тілом засвоїли високу мудрість і з легкістю повідомляють нам метафори сходження, до яких інші шукачі розвитку піднімаються роками.

51Благими намерениями…

   Перед школой повесили новый дорожный знак: «Внимание. Не раздавите школьника». На следующий день под ним кто-то по-детски нацарапал: «Подождите учителя!»

У вас есть ребёнок? Или будет? Возможно, у ваших друзей (соседей) имеется непоседливый карапуз (неумолкающий плакса, демон-разрушитель, … - ваша версия). Так или иначе, наблюдая маленькое чудо, вы иногда сталкиваетесь с ощущениями типа: «это – инопланетянин», или мыслью: «я не могу быть уверена, что он меня адекватно воспринял». Причём, ни собственный опыт, ни экспертная литература, ни советы «бывалых» не дают внятного ответа на простой вопрос: «что делать?», когда неконтролируемая энергия «бьёт ключом по голове», а поступки никак не укладываются в «разумные» рамки.

Интересно, кто может назвать способ обращения с ребёнком, «сработавший» на 100% хотя бы два раза подряд? Или принцип воспитания, который в точности привёл бы к ожидаемому результату?